Совсем недавно мне задали вопрос сразу 2 человека. Какой ресторанный бизнес можно замутить с минимальными вложениями? В обоих случаях мой ответ был «если хотите потратить не много денег, минимизировать риски, у вас мало опыта и нужен быстрый результат, то открывайте шаурмичку». Кому-то мои слова покажутся странными. Но у меня была шаурмичка. Мы ушли из этого бизнеса, так как нам стали не интересны эти деньги (делили доход на 3 человека), но если так случится, что мне нужен будет хоть какой-то бизнес, чтобы прокормить семью, то я вернусь именно к нему.
Почему я дал именно такую рекомендацию?
Во-первых, шаурмичный бизнес не требует огромных познаний в ресторанном бизнесе.
Во-вторых, у Вас минимальный штат сотрудников, а значит не такой огромный ФОТ. Плюс я рекомендую первое время поработать на точке самому или самой на позиции кассира и закупщика.
В-третьих, весьма низкая цена входа в бизнес.
В-четвертых, это самый доступный пищевой продукт, а значит будет пользоваться спросом всегда. И даже при своей недорогой цене у шаурмы достаточно интересный фуд кост на уровне 30-35 процентов.
Но даже в этом бизнесе есть несколько пунктов, которые очень сильно повлияют на эффективность Вашего бизнеса.
1. Локация
Так как этот бизнес направлен на людей с небольшим уровнем дохода, то нужно понимать, что основной Ваш трафик – это пеший трафик. А значит место нужно искать вблизи станций метро, автобусных остановок, вокзалов. Отлично подойдут рынки и места скопления бизнес-центров. Рядом с ВУЗами и другими местами массового скопления людей. Нужно искать место с максимально не высокой арендой. Это сложно, но возможно. Не торопитесь. Рано или поздно подходящее место найдется. Для того, чтобы открыть шаурмичку с несколькими столами, Вам будет достаточно 30 квадратных метров. Если же Вы планируете открыть «окно», то достаточно и 15-ти.
(В нашем случае было 60 квадратных метров в БЦ, где располагалось 8 столов и барная стойка с 4-мя стульями)
2. Название
Название в шаурмичном бизнесе не должно быть заумным. Чаще всего достаточно одного слова, которое будет отображать Ваш продукт. Но… Если Вы в дальнейшем собираетесь расти и развивать сеть, то визуальные коды лучше продумать сразу и упаковать всю эту историю в бренд.
3. Особенности
Помимо локации в шаурме важен вкус. Шаурма состоит из лаваша, жареной курицы, овощного салата и 2 соусов. Так вот. Вкус всех этих ингредиентов напрямую влияет на то, как часто у Вас будут покупать Ваш продукт и какой процент возвратов гостей Вас ждет. В нашем случае мы очень тщательно подошли к этому вопросу и защитили себя от конкурентов. Для сравнения: у конкурента шаурма стоила 120 рублей, у нас 142. У нас была очередь, а конкурент еле выживал.
Почему?
ЛАВАШ – постарайтесь найти тандырный лаваш. Он дороже на 1 рубль, но он сильно выигрывает по вкусовым качествам и хранению.
КУРИЦА – найдите поставщика по шпильке с курицей. Здесь важен маринад и соотношение грудки и окорочков. Если на шпильке будет много окорочков, то у Вас будет очень жирное мясо при жарке и огромный процент ужарки, что повлияет на фуд кост. Если будет много грудки, то мясо будет слишком сухим, что повлияет на вкусовые качества. Хорошее соотношение – это 65% грудка и 35% окорочков. И обратите внимание на маринад. Мясо не должно быть пересоленым. Много соли указывает на некачественный продукт. Если у Вас есть возможность организовать самостоятельное маринование мяса, то Вы в этом очень сильно выиграете, так как сможете контролировать качество.
СОУС – один из важнейших вкусов в шаурме. В нашем случае мы прорабатывали множество вариантов и наконец-то нашли свои идеальные вкусы. В шаурму идет 2 вида соуса: белый и томатный. Очень часто томатный соус делают из томатной пасты. Но он не вкусный. Это удешевляет себестоимость, но отражается на вкусовых качествах. Заморочьтесь по этому вопросу и делайте натуральный соус. Белый соус чаще всего делают на основе масла, яиц или кефира. Не самый лучший вариант, так как у многих людей есть аллергия на яйца. В общем мы в этом вопросе тоже сильно заморочились и делали эксклюзивный белый соус, который используют в серьезном ресторанном бизнесе. Он может быть на основе сметаны, йогурта, сливок и других ингредиентов. Найдите «свой» вкус. А также мы ввели огуречный соус, который тоже пользовался огромной популярностью. Вообще если покапаться в сети, то Вы сможете найти множество рецептов соусов для шаурмы со всех уголков мира. Поэкспериментируйте. Найдите свою фишку именно в соусах.
САЛАТ – в основном все используют салат из белокочанной капусты с добавлением свежих «пластиковых» помидоров и огурцов. Мы же начали делать салат из микса капусты: белокочанная, пекинская, синяя, что добавило в шаурму визуальную составляющую и она стала более сочной. + все в погоне за удешевлением покупают самые дешевые овощи, но помидор должен иметь вкус помидора, а огурец огурца. Найдите хорошего поставщика по ВКУСНЫМ овощам.
Да! Использование более качественных ингредиентов повышает кост, но… За Вашей «ВКУСНОЙ» шаурмой вернуться, даже если она будет дороже чем у конкурента. Читайте выше.
4. Сопутка
Вводите несколько вариантов шаурмы. Например, Вы можете делать королевскую шаурму, куда будете добавлять еще и картофель фри. Делать шаурму в пите или на тарелке, если кто-то не хочет есть мучной продукт. Вы можете продавать дополнительно соус. Предлагать дополнительно к шаурме картофель фри, двойной объем мяса и тд.
Конечно же не забывайте про напитки. Чай, кофе, прохладительные напитки. Все это должно быть в Вашем предложении. Но я Вам также советую начать делать лимонад собственного приготовления. Себестоимость у такого напитка ниже чем у банки колы, а стоимость продажи выше, но люди отдают предпочтение больше продуктам собственного приготовления. В нашем случае мы продавали лимонадов намного больше, чем напитки из всей линейки кока-колы.
5. Экономика
В начале статьи я упомянул, что цена входа в данный бизнес достаточно не высока. На оборудование (инфракрасный гриль для шаурмы, контактный гриль, вытяжка, холодильный стол, мойку, блендер, инвентарь) и первоначальную закупку Вам потребуется порядка 300 тысяч рублей (если брать оборудование новым). Также у Вас будут расходы на аренду помещения, ремонт, регистрацию предприятия, программу учета и он-лайн кассу. Вполне можно влезть в 500 тысяч, если руки у Вас растут из правильного места и Вы умеете шевелить мозгами.
Конечно же это не все советы, которые я могу Вам дать при открытии шаурмички, но прочитав эту статью, Вы уже имеете представление куда двигаться дальше.
Удачи Вам в Ваших проектах.
Автор проекта «Ресторано»,
Чекмарев Андрей