«Хочу ресторанный бизнес. С чего посоветуете начать? Может есть какая-то литература?» — это, пожалуй, самый частый повторяющиеся вопрос, который мне задают. Сегодня я постараюсь ответить на него в одной статье, которая сразу расставит все точки над i.
Первое и наверное самое важное с чего надо начать — это осмысление. Ресторанный бизнес один из самых тяжелых. Иллюзорно многие считают, что все просто. Нужно снять помещение, нанять повара и официанта, купить продукты, приготовить их и продать блюдо в 3-5 раз дороже. Но нет. К сожалению, это наверное всего лишь 1% из того, что нужно сделать. И даже это нужно сделать на высшем уровне, иначе Вы проиграете в конкурентной войне за эмоции гостя. Частенько я слышу от будущих «рестораторов»: «Ну что там сложного? Я сам часто хожу в рестораны. Все прекрасно понимаю, как там устроено. Я же не дурак. Справлюсь». Или: «Да я смотрел сериал «Кухня» и «На ножах!» мне нравится. Ничего сложного». В большинстве случаев с этого начинается фиаско и потеря миллионов.
Так с чего же начать? Как начать постигать этот дзен ресторанного бизнеса?
Вот Вам несколько советов!
Найм
Первый и, наверное, самый важный совет… Пойти поработать в найм. Хотя бы год. Этот опыт не заменит Вам ни одна книга и ни один теоретический курс. Не бойтесь. Идите официантом, помощников бармена (на старте), барменом, хостес… Да кем угодно. Даже на первой ступени длинной лестницы к постижению всей ресторанной философии Вы узнаете огромное количество нюансов, о которых даже не догадывались. Вы начнете понимать, как функционирует это сложное «государство», как живут и взаимодействуют его жители, какие конфликты могут возникать внутри команды, какие «леваки» существуют, как взаимодействуют подразделения между собой (одна только вечная война между офами и поварами чего стоит) и так далее. Лучшее обучение — это обучение боем. Один год (а лучше не один) работы в найме заменит Вам годы учебы.
Но, не все готовы идти в найм по разным причинам. У кого-то «звездная болезнь», кто-то уже «не молод», кто-то просто не хочет терять время и желает ворваться в динамично развивающийся рынок, у кого-то тупо нет времени, а кому-то просто нужно открыть бизнес «завтра», ведь «бабки имею»… тогда следующие советы для Вас…
Инвестиции
Поищите рестораторов среди своих знакомых или просто на рынке. Найдите тех людей, которым нужны инвестиции на новый проект, на развитие или же в оборотные средства. Выступите инвестором. Вложите свои деньги уже в опытного игрока и будьте рядом. Смотрите за всем, что он делает. Учитесь у него. Изучайте каждый его шаг. Но! Не мешайте и не вставляйте свои «5 копеек». Опытный ресторатор за свой путь уже совершил множество ошибок и, возможно, уже прошел через собственные факапы и Ваши постоянные советы ему только навредят. Наблюдайте смиренно. Но перед вложением оцените все риски. Возможно, что бизнес не выстрелит. Такое бывает даже у матерых игроков ресторанного мира. Здесь Вы доверяете судьбу своих кровных другому человеку.
Менторство
Если же Вы хотите сами строить бизнес и принимать единоличное решение, но не хватает опыта и знаний, то советую Вам нанять ментора (наставника) или консультанта. Но тут тоже есть свои риски. Сегодня на этом рынке огромное количество проходимцев. Изучите его опыт, познакомьтесь с ним. Работайте только с наставниками у которых был реальный опыт в управлении ресторанами, а не в теории. Книжные инфоцыгане не Ваш вариант. Они не только не помогут, а наоборот навредят, так как не умеют распоряжаться финансами и никогда не рисковали своими деньгами, а значит не понимают горечь потерь. Ищите реального эксперта.
Собрать команду
«Я не могу знать всё, но я могу собрать себе команду, которая будет всё знать» — говорил один известный мегауспешный бизнесмен. Вы можете сделать тоже самое. Попробуйте схантить себе самых крутых специалистов, которые помогут поставить Ваш бизнес на ноги и сделать его успешным. Сильная команда — одна из составляющих успеха. Постарайтесь закрыть все топовые позиции топовыми спецами. И пожалуйста… Родственникам, любовницам и хорошим знакомым (потому что он мне всегда делал охрененный кальян) в Вашем бизнесе не место. Нанимайте людей, исходя из их профессиональных качеств!
Практикумы
Рассмотрите варианты практикумов и бизнес-марафонов. Их мало, но они есть. Ищите те варианты, где Вы будете наблюдать за реальным бизнесом и реальными деньгами. Где Вы сможете поучаствовать в бизнес-процессах и понаблюдать за действиями действующего ресторатора. Это очень ценный опыт!
Франшиза
Рассмотрите вариант покупки франшизы для первого бизнеса, так как многие задачи в таком бизнесе уже решены и Вам не нужно доходить до множества решений своим мозгом. Франшиза — хороший вариант запуска для новичка, но будьте осторожны. На рынке огромное количество франшиз-пустышек. Вы можете отдать свои деньги и не получить практически ничего. Весь пакет будет состоять из логотипа, недорецептов и теоретической воды. Самое страшное, что такие франшизы есть даже среди раскрученных брендов. Но как говориться «без лоза и жизнь плоха».
Хорошая франшиза — это бренд, технология, прописанные стандарты и бизнес-процессы, понимание стратегии, просчитанный финансовый план и бизнес-модель, а также сильные учреды с достойным бэкграундом. Обращайте на это внимание.
Но даже все это не избавит Вас полностью от «шишек». Ресторанный бизнес весьма рискованный (особенно в свете последних событий), но если уже решили, то «топите» до конца.
Посещайте курсы и семинары от реальных экспертов, а не от инфоцыган. Читайте книги. Вступайте в профессиональные чаты и сообщества. Общайтесь с коллегами. Собирайте вокруг себя общество таких же рестораторов и погружайтесь в этот мир. Любите свое дело и верьте в него, ведь нельзя делать то, во что ты не веришь!
Удачи Вам в Ваших проектах!
Автор проекта «Ресторано»,
Андрей Чекмарев